ТАНЦЫ ДО И БЕЗ УПАДУ
По мнению многих специалистов и тренеров, чемпионаты по спортивным танцам на
льду давно уже следовало бы отделить от чемпионатов по фигурному катанию и
проводить вместе с паркетными танцами. Действительно, критериями одиночного
и парного катания трудно руководствоваться в оценке танцев на льду.
Поэтому порой невозможно понять, за какие заслуги очутилась на пьедестале та
или иная пара и, напротив, за какие грехи другая пара туда не попала.
Как и следовало ожидать, исключением из этого правила не стал и нынешний
чемпионат Европы. И результаты соревнований танцевальных дуэтов были
известны кое-кому из специалистов уе за 5 часов до старта: Грищук-Платов,
Крылова-Овсянников, Романова-Ярошенко.
Из тех спортсменов, для кого медали в Софии ещё не чеканили, я хотел бы
отметить россиян Ирину Лобачёву с Ильёй Авербухом и литовцев Маргариту
Дробязко с Повиласом Ванагасом. За литовскими танцорами наблюдаю много лет.
Считаю, что их довольно долго несправедливо "зажимали". Но совсем недавно
был вынужден с огорчением отметить, что они практически перестали скользить
по льду. От этого резко проигрывает их программа, составленная такими
мастерами спортивных танцев, как Кристофер Дин и его бывший тренер Бетти
Каллоуэй, давшая миру немало призёром европейских и мировых чемпионатов и
Олимпийских Игр.
Об потере скольжения я говорил Рите и Повиласу в Гельзенкирхене на "Кубке
наций на льду" и был очень рад увидеть в Софии, что они эту ошибку почти
исправили. Теоретически, по уровню исполнения программы они вполне могли бы
стать четвёртыми, если даже не третьими, а отнюдь не шестыми. Но, как
известно, глаза у Фемиды завязаны и смотреть на лёд ей нечем.
После обязательных танцев на третьем месте стояла французская пара Марина
Анисина и Гвендаль Пейзера. Но после исполнения оригинального танца её
опустили на четвёртое, заменив украинцами Ириной Романовой и Игорем
Ярошенко. Франко-русский дуэт (Марина родилась в Москве и ещё недавно
каталась в паре с Ильёй Авербухом) не сдавался до последнего и шёл в бой с
поднятым флагом. Их живая, технически точно отточенная программа под музыку
французского композитора Ксавье Дюра с очень интересной хореографией,
поставленная одним из лучших хореографов бывшего СССР Еленой Матвеевой,
произвела на публику прекрасное впечатление. Лично мне немного мешает то,
что в этом дуэте Марина доминирует слишком явно, отводя Гвендалю лишь роль
пассивного "соучастника". Думаю, что это могло броситься в глаза и судьям,
поэтому французов в конце концов так и оставили четвёртыми. При этом от
бронзовой медали Марину и Гвендаля отделил всего лишь один голос.
Одесситы Романова-Ярошенко, которые живут в США и тренируются у Натальи
Линичук и Геннадия Карпоносова - танцоры, безусловно, европейского и
мирового класса. Своей произвольной программой они выбрали сложнейший танец
"Сиртаки" на музыку Микиса Теодоракиса к фильму "Грек Зорба". Я уже видел
этот танец в их исполнении на чемпионате Украины, но тогда он мне не
понравился. Может, обстановка в Одессе была иной; может, тогда Ирина и Игорь
ещё не отшлифовали его как следует, но на льду "Зимнего Дворца спорта" Софии
танец греческих рыбаков в исполнении украинских фигуристов смотрелся весьма
пристойно. Пятью судейскими голосами против четырёх Ирина и Игорь стали
бронзовыми призёрами чемпионата Европы.
Анжелика Крылова и Олег Овсянников с первого танца боролись за звание
чемпионов Европы со своими товарищами по команде Оксаной Грищук и Евгением
Платовым. Но судьи упорно держали их на втором месте как после обоих
обязательных, так и после оригинального танца. То же положение сохранилось и
в финале, несмотря на с блеском исполненное попурри на тему русских народных
танцев. Этой изящной, элегантной и милой паре всё-таки пока не хватает того,
чем в полном объёме владеют их главные соперники, олимпийские чемпионы
Лиллехаммера.
Оксана Грищук и Евгений Платов прибавили к своим званием и последний,
недостававший им титул чемпионов Европы. В своём произвольном танце,
положенном на музыку Латинской Америки, они потрясли зрителей великолепной
техникой и артистизмом исполнения. В катании этой пары ещё очень хорошо
заметна школа их бывшего тренера Натальи Дубовой, воспитавшей таких мастеров
владения коньком, как Елена Гаранина-Игорь Завизин, Марина Климова-Сергей
Пономаренко или Майя Усова-Александр Жулин.
Труднее всего в этот вечер пришлось, думаю, Ирине Лобачёвой и Илье Авербуху,
тренирующихся с недавнего времени в той же школе Линичук-Карпоносова. Им
пришлось начать соревнования в танцах на льду уже после завершения
выступления призёров, но бывший москвичи не пали духом и показали жгучую
тарантеллу, которой вместе со зрителями аплодировал и президент ISU Оттавио
Чинкуанта.
Из-за отсутствия чётких критериев в оценке танцев на льду страдает всё
фигурное катание, так как "торговля голосами" среди судей идёт за счёт
одиночного и парного катания. Особенно ярко это было заметно в женском
одиночном катании, где судьи уже в короткой программе никак не могли прийти
к единому мнению. По три первых места были и у Сурии Бонали, и у Ирины
Слуцкой, и у Тани Шевченко. Места всё время прыгали то туда, то сюда и к
концу короткой программы остановились на таком варианте: возглавляет таблицу
француженка Бонали, за ней - россиянка Слуцкая, немка Шевченко, россиянка
Бутырская, украинка Ляшенко и фигуристка, у которой я вижу большое будущее,
француженка Ванесса Гюсмероли. Жаль, конечно, что Беларусь не сочла
необходимым послать на софийский чемпионат Марию Никиточкину.
Квалификационный отбор она прошла бы наверняка. Да и в основной турнире
стала бы далеко не последней среди 30 допущенных участниц.
Прежде, чем говорить о победителях, несколько слов о возможных "звёздочках"
женского одиночного катания будущего и техз, кому в Софии не повезло. Одно
из лучших вращений показала новая швейцарская фигуристка Люсинда Ру.
Наверное, у них в Швейцарии какой-то особенный, "вертящийся" воздух, потому
что и её предшественницы Дениз Бильман и в особенности Наталья Криг были
признанными "королевами пируэта".
Многие спортсменки не сумели справиться со своей нервной системой. Это и
одесситка Людмила Иванова, которой пророчили на этом чемпионате неплохое
место, и москвичка Ольга Макрова, и киевлянка Юлия Лавренчук, вытащившие на
жеребьёвке неудобные номера в своих разминках и проигравшие ещё до старта.
Это и слетевшая на пятое место с третьего немка Таня Шевченко, имевшая все
шансы на "бронзу" и даже на "серебро", и изумительно гибкая, изящная
француженка Ванесса Гюсмероли.
В последней группе первой стартовала пятикратная чемпионка Европы
<французская шоколадка> Сурия Бонали. Темнокожая гимнастка, чьё катание я
всегда называл <фигурным прыганием>, очень медленно разогревается, поэтому
выступать первой ей трудно. Откаталась она нечисто, с массой ошибок, и в
результате стала второй, что её ужасно оскорбило. Свою обиду на оценку её
катания Бонали даже не смогла скрыть на пресс-конференции. Обиделась на свою
бронзовую медаль и москвичка Мария Бутырская - способная, но всегда
непредсказуемая. 23-летнюю фигуристку задело то, что проиграла она своей
16-летней землячке Ирине Слуцкой. Когда Маше задали на пресс-конференции
вопрос на тему "смены поколений", она довольно ехидно посоветовала
журналистам подождать, пока нынешняя чемпионка доживёт до её лет, и
посмотреть, как та будет кататься в этом возрасте.
Новую чемпионку континента и первую чемпионку Европы в истории российского и
советского фигурного катания Ирину Слуцкую журналисты знают уже несколько
лет и очень любят этого жизнерадостного ребёнка. Я не оговорился, назвав Иру
ребёнком, хотя 9 февраля ей исполнится 17 лет. Просто пока ещё она осталась
ребёнком со всей детской непосредственностью и такой же реакцией на события.
На своём первом чемпионате Европы в прошлом году в Дортмунде, куда Слуцкая
приехала уже чемпионкой мира среди юниоров, она сорвалась в короткой
программе. В течение первых полутора часов после этой <трагедии> из её
номера вытаскивали вёдра детских слёз. Через два часа слёзы просохли, а на
следующий день Ирина показала одну из лучшиз произвольных программ
чемпионата и поднялась с 11-го места на пятое. В этом году Ирина на самом
деле была лучшей и в короткой программе, и в проивольной. Она каталась сразу
же после пятикратной чемпионки Европы с такой лёгкостью, как будто это
катание было тренировкой.
"Спортивная панорама", Минск, февраль 1996
г.
|