УБОЖЕСТВО НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ БОЖЕСТВА
О том, что с минувшего чемпионата Европы по фигурному катанию российская
сборная впервые за 31 год вернулась без единой медали в танцах на льду,
писали все и всё и возвращаться к этому факту вряд ли стоит. Но, наверное,
есть смысл разобраться, как дошло до такой жизни фигурное катание СССР.
Именно СССР, так как все сегодняшние танцоры набирали мастерство в советское
время.
С развалом СССР начался и развал его спорта. Устав от постоянных придирок,
нападок и непомерных требований президента Российской федерации фигурного
катания Валентина Писеева, лучшие тренеры танца - Татьяна Тарасова, Елена
Чайковская и Наталья Дубова ушли с любительского льда. Тарасова организовала
профессиональный коллектив "Все звёзды", потом наряду с Еленой Чайковской
ставила программы в ледовом театре Игоря Бобрина. Дубова собиралась в
Лейк-Плесид.
Заполнить этот вакуум решила одна из учениц Чайковской, Наталья Линичук,
руководствуясь, видимо, принципом, что даже не святое место пустовать не
должно.
Танцоров в ту пору было много, поэтому первые медали пошли Линичук едва ли
не автоматически. Однако, сравнительно скоро Наталья Владимировна
почувствовала, что на "её" поле вырастают серьёзные соперники из числа
тренеров "второго эшелона": Алла Беляева, Алексей Горшков, Светлана
Алексеева, Олег Эпштейн и другие, ранее работавшие "на тётю Таню" или "на
Мадам" (Чайковскую). К тому времени контроль над развитием танца на льду в
России уже взяла в свои нежные, но цепкие ручки вторая жена Писеева, Алла
Шеховцова. Наталья Линичук и её муж Геннадий Карпоносов заключили контракт с
одним из университетов США и перебрались туда со всеми учениками - как
своими, так и чужими.
К сожалению, Линичук никто никогда не прочёл афоризм Козьмы Пруткова "Нельзя
объять необъятное". Жадюга нахапала к себе целую спортивную роту танцоров из
разных стран, и каждой паре обещала какое-то определённое место на
определённых чемпионатах Европы, мира и Олимпийских Играх. Она поначалу
как-то не учла, что больше трёх ступенек на пьедесталах почёта не бывает и
что на высшую из них три танцевальных пары могут встать только для
фотографий. Плюс к этому, Линичук была и на редкость бесталанным стратегом.
Например, на пресс-конференции чемпионата Европы 1995 года в Дортмунде она
заявила журналистам, что олимпийскими чемпионами Нагано будут её ученики
Анжелика Крылова и Олег Овсянников - и это в присутствии на чемпионате
Оксаны Грищук с Евгением Платовым, Олимпийским чемпионам Хамара и в ту пору
тоже её учеников!
А история прекрасного танцора Романа Костомарова? Оторвав его от Екатерины
Давыдовой, Линичук с позволения любящей того Аллы Шеховцовой забрала юношу в
США и поставила с опытнейшей красавицей и фигуристкой мирового класса
Татьяной Навкой. Быть бы новой паре в этом сезоне обладателями, как минимум,
серебряных, а то и золотых медалей, но, руководствуясь, как говорят, чисто
женскими историями, Линичук разорвала сразу же две пары: Навка - Костомаров
и Семенович - Фёдоров и поставила Анну Семенович танцевать с Романом. Навка
со своим гражданским мужем Александром Жулиным переехала в штат Нью-Джерси и
вот-вот родит, а бывший партнёр Анжелики Крыловой Владимир Фёдоров ищет в
США тренерскую работу.
Обидел Господь свою рабу Наталью и при распределении вкуса и творческой
выдумки. Линичук умудрялась годами ставить своим ученикам программы, не
подходящие ни их внешности, ни образу. Чего стоят хотя бы арабский танец
невзрачной Грищук и абсолютно проигрышный вальс прекрасной Анжелики,
пожизненно заштампованной западными СМИ как "восточной красавицы" в Париже!
Уже не говоря о том, что "рок-н-ролл", принесший золотые олимпийские медали
паре Грищук - Платов в Хамаре, Линичук непременно хотела поставить Крыловой
с Овсянниковым, и только нечеловеческое упорство Грищук спасло пару и
тренера от поражения.
Да что там далеко ходить! Что показывали на чемпионатах России и Европы
Ирина Лобачёва и Илья Авербух? Не говоря о том, что их произвольный танец
больше походил на подобранное в "бомжатнике" лоскутное одеяло, костюмы
супружеской пары напоминали пособие для абитуриентов сексуальной жизни:
стрелка на костюме Ильи как бы указывала "чем", а две стрелки на груди и
спине Ирины - <во что>. На похабность костюмов внимание Линичук обратили
ещё в Сокольниках, но та во всём привыкла слушать только себя.
Сегодня, как этого и следовало ожидать, звезда тренера Натальи Линичук и её
ставшего безмолвным спутника Геннадия закатывается за все горизонты. От неё
уже ушли многие спортсмены, другие - такие, как Крылова с Овсянниковым,
Грушина с Гончаровым или те же Лобачёва с Авербухом - не уходят только
потому, что идти не к кому. Ни Тарасова, ни Чайковская никогда не будут
тренировать в своих группах соперников, борющихся за одно и то же место. А
Линичук тренировала, и в этом была её вина и её беда.
Главная проблема Натальи Линичук в том, что она всю свою сознательную жизнь
пытается стать похожей на Елену Анатольевну Чайковскую - своего тренера,
воспитателя и свою вторую мать, которую она ещё Наташей часто ставила выше
первой. Чайковская - идеал Линичук, её икона, которой она подражает
буквально во всём, начиная с выработки собственного стиля одежды и кончая
любовью к воспитанию танцоров намного моложе себя. Наталья Владимировна
пытается не только догнать, но и перегнать Елену Анатольевну. Но эта попытка
заранее обречена на неудачу: Эллочке -Людоедке никогда не одержать победу
над дочерью американского миллиардера Вандербильда.
Кстати, на пресс-конференции после чемпионата России лексикон Линичук мало
чем отличался от Эллочкиного: одним из главных её выражений было слегка
видоизменённое "хамишь, парниша". "Парнишей" была корреспондент "Советского
спорта" Дарья Сребницкая.
"Восточный экспресс" # 6, 22.3.2000
"Спорт-калейдоскоп" # 11, 13.3.2000
"Восточный экспресс" # 6, 22.3. 2000
|