ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА
Фигурное катание очень похоже на айсберг: верхушку видно всем, а о величине
подводной части догадываются лишь немногие. Даже начинающему любителю этого
вида спорта известны имена великих фигуристов и их тренеров: Людмила
Белоусова и Олег Протопопов, Людмила Пахомова и Александр Горшков, Ирина
Моисеева и Андрей Миненков, Игорь и Тамара Москвины, Станислав Жук, Елена
Чайковская, Татьяна Тарасова, Наталья Дубова - список можно увеличить почти
до бесконечности. Знакомые имена, знакомые лица, тысячекратно виденные на
телевизионных экранах, запомнившиеся навсегда выступления.
Но не хлебом единым жив человек, и не тренером единым спортсмены становятся
чемпионами. В каждой программе, каждом движении фигуриста есть немалая, я бы
даже рискнул сказать огромная доля хореографа или, как его ещё называют,
балетмейстера - человека, который вместе с тренером и спортсменом обшивает
стальной каркас техники бархатом искусства. Ничуть не умаляя ролей
композитора - аранжировщика, художника по костюмам, тренера по общей
физической подготовке и физиотерапевта, я позволю себе всё-таки в этот раз
остановиться именно на постановщиках программы. Эти люди практически никогда
не появляются в "уголке поцелуев и слёз" и, хотя их имена и печатаются в
сборнике информации для прессы, журналисты почти никогда не вспоминают о
балетмейстерах, ограничиваясь сообщениями о том, кто тренирует этого
спортсмена или этих спортсменов. В последние годы, правда, стали известными
несколько имён - такие, как Джузеппе Арена или Шанти Рушполь, но большинство
хореографов, особенно российских, остались для широкой публики невидимыми.
Пора, наконец, приподнять завесу и над своими.
Советское фигурное катание могло позволить себе приглашать балетмейстеров
самого высокого класса - разумеется, только из собственной страны. Как
правило, это были профессионалы из лучших коллективов - Большого театра,
ансамблей песни и пляски Советской Армии и Игоря Моисеева и т.п. Одним из
самых ярких балетмейстеров конца ХХ века была и остаётся Елена Матвеевна
Матвеева, в этом году отмечающая свой 25-летний юбилей "за бортом" катка,
заслуженный тренер РСФСР, удостоенная медалей "За трудовую доблесть" и "За
трудовое отличие".
Она тоже вышла из Большого, где два десятка лет провела на сцене. За её
плечами - масса сольных партий: "Жизель", "Лебединое озеро" и многие другие.
Матвеевой есть о чём вспомнить: принимали её в балетное училище при Большом
театре Асаф Мессерер и Галина Уланова, в числе учителей были Вера Васильева
и Касьян Голейзовский, а среди партнёров по сцене можно назвать такого
корифея балета, как Мариса Лиепу.
Но жизнь обошлась с балериной так сурово, что порой кажется, что прошла
Елена Матвеевна её школу не просто в Большом, а в Большом Драматическом.
В фигурное катание Матвееву привели судьба и Татьяна Анатольевна Тарасова.
Первая выбила её из балетной колеи травмой колена, которое даже после двух
операций не смогла полностью "отремонтировать" в строй великая Зоя
Миронова, а вторая, с которой они как раз в палате ЦИТО и познакомились,
посмотрела первые успехи Матвеевой как балетмейстера на сценах московских
драматических театров и пригласила её поставить произвольный танец своим
лучшим ученикам - Ирине Моисеевой и Андрею Миненкову. Было это в 1976 году,
сразу же после Олимпиады в Сараево, и выбор танца полностью отвечал размаху
и претензиям Тарасовой. Это должен был быть "Кармен-балет" на музыку Бизе -
Щедрина. Как раз тогда в роли Кармен на сцене Большого блистала жена
Щедрина, непревзойдённая Майя Плисецкая, поэтому у молодого постановщика был
большой соблазн поплыть по течению и заработать лёгкий лавровый венок на
подражании балету в постановке кубинского мастера сцены Альберто Алонсо.
Но Матвеева с самого начала обговорила с Тарасовой, что "копировальной
работойЭ заниматься не станет и Моисеева останется самой собой, а не
Плисецкой на коньках. Плюс к тому, она значительно расширила роль партнёра,
превратив Андрея и Ирину в звёзд равной величины. Вряд ли стоит углубляться
в подробности этой гигантской работы спортсменов, тренера и хореографа, но в
результате "Кармен" стал любимым показательным номером в течение всех шести
лет совместной работы с этой парой. Впервые этот танец был показан на
международных соревнованиях "Московские новости", и балетмейстера едва не
хватил инфаркт от того, что зал довольно долго молчал, прежде чем
разразиться громовой овацией. Именно с "Кармен" началось то, что пресса
назвала "миниспектаклем", так что Матвееву можно смело назвать создателем
этого жанра в спортивных танцах на льду. Тогда же Матвеева нашла свой
собственный почерк - финал программы, в котором "её" танцоры не тормозят
внезапно перед судьями, как лихач перед палочкой инспектора ГИБДД, а
медленно замирают вместе с последней нотой мелодии, заставляя зрителей
вскочить с мест, провести первые секунды в молчании, а потом неистово
аплодировать, отдавая долг таланту танцоров и постановщика. Так прошли у
дуэта Моисеева - Миненков и "Кармен", и "Ромео и Джульетта" на музыку
Чайковского, и "Лебедь" Сен-Санса, который с лёгкой руки Михаила Фокина
считался умирающим, а у Матвеевой стал бессмертным (в её постановке оба
лебедя - Ирина и Андрей - оставались живы). Кстати, в "Ромео и Джульетте"
Елене Матвеевой впервые удалось перевести трагедию молодых влюблённых на
язык фигурного катания: в одном из эпизодов они ещё пытаются удержаться
руками друг за друга, а в это время ноги медленно, но неотвратимо развозят
их по разным лагерям. На редкость хорош был и финал: Ромео и Джульетта не
падают на лёд холодными трупами, а остаются стоять на нём, скрестив руки на
груди и прижавшись друг к другу, как вечный памятник несчастной любви.
К сожалению, Ирина Моисеева и Андрей Миненков так и остались не понятыми и
не признанными судьями и собственной федерацией. Может быть, причина была в
том, что своими изяществом и сложностью их танцы отличались от танцев,
скажем, их основных соперников Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова как
меню в дорогом французском ресторане от продовольственного ширпотреба "Мак
Доналдса", который можно легко прожевать, быстро проглотить и быстро
выскочить из-за стола. Изжога и тяжесть в желудке приходят позже, по дороге
домой.
Как и все истинно творческие люди, Елена Матвеева - человек чуткий и оттого
легко ранимый. После ухода Моисеевой и Миненкова в 1982 году она была
настолько огорчена несправедливостью судьбы, что решила больше не
связываться с танцами и перейти на фигуристов. Начав работать с тогда ещё
мало кому известной Анной Кондрашовой, Матвеева услышала предложение Натальи
Дубовой поставить программу её ученикам Марине Климовой и Сергею Пономаренко
- четвёртой паре на чемпионате СССР. Поначалу Матвеева отказалась - слишком
свежи были раны от несправедливости в отношении Моисеевой и Миненкова. Но
Дубова - человек настойчивый и повторила своё предложение в 1983 году. Не
желая обидеть тренера, Матвеева обещала подумать, не дав ни согласия, ни
отказа. В том же году ей, кстати, пришлось пережить ещё одну психологическую
травму: после 20 лет работы в балете Большого театра её торжественно
проводили на пенсию. Любое расставание тяжело само по себе, прощание с
Большим - большая тяжесть. Может быть, именно для того, чтобы рассеяться,
она не исключила для себя возможности вернуться к танцам. Как раз в эти дни
телевидение транслировало состязания чемпионата мира, где на Матвееву
огромное впечатление произвели Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Увидев
программы англичан, балерина поняла, что и сама ещё может сказать несколько
слов в спортивном танце на льду, пусть и не с любимыми Ириной и Андреем. Так
что уже на следующий день Матвеева пошла смотреть новых учеников. Первый
танец, поставленный ей Климовой и Пономаренко, был на музыку Имре Кальмана,
второй стал едва ли не самой яркой вехой в биографии танцоров. Это был
довольно длинный моноспекталь "Экзерсис" о жизни двух солистов балета,
которые репетируют у станка, выступают на спектакле (был взят кусочек из
"Дон Кихота") и потом уходят из театра с такой же печалью, как Чарли Чаплин
из своих фильмов. "Экзерсис" произвёл большой фурор, если не ошибаюсь, в том
же году на международных соревнованиях "Энния Челлендж Кап" в Гааге. Именно
там была впервые замечена и Анна Кондрашова - фигуристка, достойная титулов
чемпионки Европы и мира, и не получившая их только из-за своего сложного
характера. А у Марины и Сергея с этого сезона начался подъём, завершившийся
победой на Олимпийских Играх 1992 года в Альбервиле.
К сожалению для собственной карьеры, Елена Матвеева никогда не умела
угодничать и называть чёрное белым, поэтому приходилось ей нелегко не только
со спортивным начальством, но даже и с некоторыми тренерами, которые как-то
"забывали" упомянуть её в числе создателей успеха.
В 1994 году Матвееву пригласила в Лион бывшая чемпионка мира среди юниоров
Марина Анисина, которую её тренер Наталья Линичук оторвала от партнёра Ильи
Авербуха. Не желавшая смириться с вынужденной отставкой Анисина списалась с
французским танцором Гвендалём Пейзера, партнёрша которого, Марина Морель,
как раз в это время закончила карьеру фигуристки, и предложила ему создать
русско-французскую пару под французским флагом. С этим дуэтом Елена Матвеева
проработала три года. В последние годы она была балетмейстером Ирины
Слуцкой, а в этом году поставила программы и Слуцкой, и её конкурентке
Виктории Волчковой - за что была "наказана" гробовым молчанием со стороны
самой Слуцкой и её тренера, Жанны Громовой. Что же касается главного вида
фигурного катания для Елены Матвеевой, танцев на льду, то, к сожалению,
сегодня почти все танцоры высшего класса живут и тренируются за океаном.
Начинается олимпийский сезон зимних видов спорта, и любители фигурного
катания сумеют увидеть на льду и ту программу, которую Матвеева поставила
Ирине Слуцкой, и ту, с которой будет выступать молодая Вика Волчкова. Будем
надеяться, что обе займут на грядущих чемпионатах Европы и мира и,
разумеется, на Олимпийских Играх места, соответствующие их мастерству и
артистизму, за первое из которых следует благодарить Жанну Громову и Виктора
Кудрявцева, а за второе - Елену Матвееву. И, если все, кто любит этот
изящный вид спорта, запомнят имя балетмейстера - значит, мне удалось
познакомить их с очень интересным человеком в мире фигурного катания,
который вот уже четверть века оставался для них человеком-невидимкой.
Журнал "Фигурное катание", # 2, 2001
|